Домашняя игротека, развивающие игры из подручных средств
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой происходит его психическое и физическое развитие, а также развивается личность. С самого рождения первым и главным проводником ребенка в мир становятся его родители. Когда мама отдает ребенка в детский сад и сама выходит на работу вся семья начинает испытывать дефицит общения, а особенно остро это переживает ребенок. Где же взять время, чтобы поиграть
или позаниматься с ребенком интересным делом, если её ждут уборка, стирка и другие домашние дела? На самом деле нет ничего несовместимого. Можно легко совместить дела и общение с ребенком. Об этих возможностях я расскажу ниже. Значительную часть времени мамы проводят на кухне. Кухня может стать местом для общения и развития. Разумеется, требуются особые меры
предосторожности, чтобы защитить ребенка от ожогов, ударов током,
отравлений и острых предметов. Увлекательными и эффективными для развития мелкой моторики пальцев рук могут быть игры с тестом. Тесто для этого нужно не обычное, а соленое (после высыхания оно делается словно камень). Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: 2 стакана муки, 1 стакан соли, 0,5 стакана воды (ее можно подкрасить), 2 столовые ложки растительного масла — все смешать, и получится мягкий комок. Лепите все, что захочется! Скорлупа от вареных яиц послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите ее на кусочки, которые ребенок может легко брать
пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина — это фон, а затем предложите ребенку выкладывать рисунок или узор из скорлупы. Поставьте перед ребенком небольшое блюдце, в котором смешаны горох, рис и гречка, и попросите помочь вам их перебрать.
Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно
выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. Большинство мам сейчас слишком заняты, чтобы «затевать» пироги, но готовым слоеным тестом многие пользуются охотно. Не пожалейте маленького 2 кусочка теста для своего ребенка. Из него можно слепить фигурки, как из
пластилина, и при помощи обычных формочек для песка из раскатанного теста вырезать что-нибудь интересное, посыпать сахаром и запечь. Тонкие кусочки хлеба, сыр, колбаса — вот она, долгожданная тишина, а «умелые ручки», вооружившись теми же формочками небольшого размера, создают необыкновенные бутерброды. Разложите на кухне несколько предметов. Дайте ребенку щипцы, попросите перенести все эти предметы в пустую коробку. Следите, чтобы он ничего не уронил. Ваш ребенок может испытать свои творческие способности на картофельном пюре или какой-нибудь каше с помощью оформительских деталей из помидора, зелени, моркови, огурца, из гороха, орехов, джема,
варенья. Из сухого завтрака «Колечки» могут получиться отличные бусы и браслеты. Для общего речевого развития детей, воспитания звуковой культуры речи, на кухне хорошо изучать новые звуки и вкусы. Например, можно вместе посмотреть и послушать, как льется, или капает вода из крана, как по-разному звенит чайная ложка в пустом стакане и чашке с водой, как громко пересыпается в стеклянный стакан горох и тихо манка. Попросите ребенка отвернуться и на слух определить, что вы сейчас делаете.
Вместе с ребенком попробуйте приготовить интересный обед, например, в названии блюд должен быть звук «К». Вместе придумайте блюда с нужным звуком. Покажите ребенку продукты, из которых вы собираетесь готовить обед. Пусть он перечислит те из них, в названии которых, например есть звук «М». Если он затрудняется это сделать, помогите наводящими вопросами: «Помидор или морковь? Мука или масло? Игра «Переделка». Для этого предложите ребенку заменить первый звук в названном вами слове, например, звуком «Щ» и назови новое получившееся слово. Был КИТ, а стал…ЩИТ; была РЕКА….ЩЕКА и т.д. Также можно поискать слова на кухне. Какие слова можно вынуть из борща? Компота? Кухонного шкафа? Плиты? и т.д. Угостим друг друга «вкусными» словами. Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему. И так до тех пор, пока не «съедите» все. Можно поиграть и в «сладкие» и «горькие» слова. Игра «Назови одним словом». Как одним словом назвать прибор, который варит кофе? (Кофеварка). Режет овощи? (Овощерезка.). Мелет кофе? (Кофемолка.) Выжимает сок? (Соковыжималка.). Какой сок получается из
моркови (морковный), апельсинов и т. д.? И, наоборот — из чего получается апельсиновый сок? Используя фрукты и овощи, можно научить ребенка узнавать и различать предметы на ощупь и по вкусу. Пусть ребенок с закрытыми глазами определит,
что вы ему предложили: кусочек огурца, лимона, лука и т.д.
В ходе уборки квартиры можно поиграть в следующие игры:
Игра «Чудесный мешочек». На столе лежит мешочек мелкие игрушки
или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны и др. Ребенок засовывает руку в мешочек и на ощупь должен определить какой предмет взял. Игра «Найди игрушку». Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а вы направляете его словами «горячо», «холодно», «тепло». Чем ближе ребенок подходит к игрушке, тем теплее. Найдя игрушку, ребенок пусть обязательно определит местонахождение: на …, за …, между …, в …, у … и т.п.
Потом поменяйтесь ролями. Игра «Чего не стало?». Поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку их запомнить. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы: Игрушек стало больше или меньше? Какие игрушки исчезли?
Игра «Найди свое место». В этом случае ребенок может помочь в уборке. Вы совместно определяете для предмета место, где он должен лежать. Ребенок также запоминает место где должны лежать вещи и впоследствии ему будет проще убирать их на место. Игры в ванной комнате или с водой. Можно изготовить кораблики из бумаги, ореховой скорлупы или другого нетонушего материала. Кораблики
пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях, качаем на волнах. Игра «Тонет – не тонет». Собрать различные по свойствам небольшие предметы (из дерева, бумаги, пластмассы, металла) и на опыте определить их плавучесть.
Можно поиграть исользуя различные емкости и познакомить малыша с понятиями «много – мало», «полное – пустое», «половина».
Игра «Рыбалка». В тазик с водой нужно попасть пластмассовыми или
резиновыми шариками (мячиками). Выловить их сачком, как на рыбалке рыбку. Назвать цвет, форму, посчитать. Сделать из проволоки колечко с ручкой, приготовить мыльный раствор и
пускать с ребенком мыльные пузыри. В ходе поездки на дачу или при походе в магазин также можно поиграть. Улица — замечательное место, где можно познакомить ребенка с цветами и их всевозможными оттенками. Показывая ребенку машины на дороге, обязательно называйте цвет машины. Время от времени спрашивайте малыша, какого цвета машину он видит. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например, красный, и несколько дней подряд искать красные предметы.
Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера (большие – маленькие) и геометрических форм (круглый, квадратный, треугольный). Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге. Игра «Камешки». Положите на землю камешки. Каждый по очереди подбрасывает один камешек вверх, стараясь его поймать, и одновременно собирает лежащие на земле камешки в другую руку. Если это удается, то количество пойманных камешков засчитывается как выигранные очки. Кто первый наберет 20 очков, тот и выиграл. Игра «Сосчитай». Потренируйте ребенка в количественном счете. Попросите сосчитать, сколько вам на пути попадется зеленых автомобилей, или пешеходов с собаками, или людей с детскими колясками. Кроме того, что ребенок повторит счет, игра хорошо развивает внимание. Как видите возможностей поиграть с ребенком дома или на улице, уделяя время ребенку и одновременно выполняя свои дела, множество. Нужно только
проявить немного фантазии и внимания.