«Что за прелесть эти сказки».
Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста, слушая сказки рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое с чем герои борются. Сказка обладает преимуществами над другими воспитательными приемами.
В русской народной сказке заключено богатое содержание-и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями,эпитетами, синонимами,антонимами и др,например: красна девица; ясный сокол. В П. Аникин указывал, что «сказки-своего рода нравственный кодекс народа, примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из помыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем, низостью. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства,которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка- дошкольника, заставляет делать выводы.
Сказка по мнению А. В. Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения- способности без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность».Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.
В сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к «старшим» («поклонился в пояс; ты бы меня прежде накормила,напоила,в бане выпарила).
Сказка,являясь произведением народного искусства,несет в себе богатый духовный заряд. Подчеркивая эту потенциальную возможность сказки,известный исследователь И. А.Ильин пишет: «Сказка есть уже искусство ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния».
Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.