«Пальчиковый игротренинг»
Мелкая моторика – это согласованное движение пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку, и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой. Ребенок, со скованными движениями неумелых пальцев, отстает в психическом развитии, у него возникают проблемы с речью. Мелкая моторика развивается в игре, и чтобы дети выросли всесторонне развитыми, хорошо говорили, им нужно много разных игрушек. Сегодня в магазинах огромный выбор наборов для конструирования, головоломок и др. Однако не стоит забывать об игрушках и предметах домашнего обихода, которым, если немного пофантазировать, можно придумать новое применение. Они принесут не меньше пользы для малышей, чем специальные игры. Игры с хозяйственной утварью – самые простые, доступные и приносят детям огромную радость.
Цели для всех игр:
1. Развивать мелкую моторику
- обучать дифференциации звуков в слогах;
- вызвать эмоционально – положительный настрой;
- проводить звукобуквенный анализ.
2. Закреплять правильные произношения
- упражнения в слоговом анализе.
Игры с бельевыми прищепками.
1. «Кус – кус» — прищепкой поочередно «кусать» ногтевые фаланги на ударные слоги от большого пальца к мизинцу.
2. «Смотрите не ошибитесь» — называем игрушку, определяем место звука в слове (начало, середина конец), крепим прищепку к схеме (выполняем задание по очереди правой левой рукой).
3. «Предложение» — воспитатель читает предложение, дети составляют схему (прищепками) по количеству слов в предложении.
Игры с зубными щетками.
1. Растираем зубной щеткой подушечки пальцев под ритм стихотворения:
Я возьму зубную щетку
И поглажу пальчики.
Будут наши пальчики,
Пальчики – удальчики.
2. Растирание зубной щеткой подушечек пальцев и одновременно произношение коротких звуков.
3. Растирание зубной щеткой пальца от кончика медленно, опускаясь к ладони. Произношение длинных звуков.
Игровые приемы с использованием хозяйственной решетки.
«Прогулка» — произносятся слова, а пальцы рук «ходят» по клеточкам решетки на слова (можно на слоги, или можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем, одновременно или по очереди пальцами правой и левой руки). Можно использовать зрительный ряд из картинок, или известные детские стихи, где шаг выполняют на слово.
На прогулку мы пойдем
И в футбол играть начнем
И с хорошей тренировкой
Каждый станет сильным, ловким.
Игры с «четками» (бусами) и с бельевым шнуром с узелками.
Перебирают бусы (узелки), проговаривая слоги или чистоговорки, известные детям. Можно считать узелки или бусы в прямом или обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Узелки связали ловко
Мы на тоненькой веревке.
Будем их перебирать,
Свои пальцы развивать.
Игровые приемы с использованием пуговиц.
«Лыжники» — «Вставать» в углубление больших пуговиц указательными и средними пальцами на слово загадки (можно на ударный слог).
Ног от радости не чую,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе
Кто помог мне в этом?
(лыжи)
Две новые кленовые
Подошвы двух метровые.
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги.
(лыжи)
Представленные игровые приемы вызывают у детей интерес и яркий эмоциональный настрой. Дети с увлечением выполняют двигательные упражнения, а задания превращаются в занимательную игру.