«Гигиенические навыки — залог здоровья»
Культурно-гигиенические навыки — это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности и порядку.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так вредные формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего детства воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закрепить их, чтобы они стали привычками.
Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если родители не моют руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалившись, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок — это зеркальное отражение взрослых.
По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это естественно учитывается, поэтому в младшем дошкольном возрасте обучения строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении.
В первый младшей группе ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему, показывая и объясняя как нужно вымыть руки. Напоминать, что это надо делать перед едой и после загрязнения.
Так же постоянно необходимо приучать детей пользоваться своим полотенцем: показать, как нужно держать полотенце, как вытираться. По окончании умываний взрослый обращает внимание детей на внешний вид, отличает, что они стали чистыми, аккуратными. Малыши очень любят, когда взрослые замечают их достижений, и в следующий раз будут стараться еще лучше.
Культурно-гигиенические навыки формируются у детей и в процессе питания: это умение самостоятельности и аккуратно есть, правильно держать ложку. Повседневные упражнения, позволяют научить детей к 3 годам есть быстрее, опрятнее. Готовясь к обеду или к завтраку, хорошо обратить внимание детей на то, как чисто на столах, напомнить, что надо есть аккуратно, не проливать.Также необходимо приучать детей пользоваться салфеткой. Обязанность родителей — постоянно закрепить гигиенические навыки. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем, требуя от него выполнения определенных правил. В одевании и раздевании дети 3 года жизни первоначально проявляют большую беспомощность. У воспитателя и у няни уходит много времени, прежде чем дети научатся самостоятельности.
Обучая ребенка одеваться, взрослый одновременно побуждает активно действовать в самом процессе одевания: надеть колготки, штаны, сапожки, достать из шкафа пальто и т.д. Главное нужно отличать успехи ребенка.
В семье должно быть созданы условия для выполнений гигиенических рекомендаций. Ребенку следует выделить место для сна, игр и занятий ( кровать, стол, стул).
Дети в первой младшей группы к концу учебного года овладевают следующими культурно-гигиеническими и трудовыми навыками.
1. Навыки личной гигиены.
— с помощью взрослых ребенок моет руки перед едой и после загрязнения вытирает их.
— моет лицо, пользуется индивидуальным полотенцем, носовым платком;
— вытирает ноги у входа.
2. Навыки самообслуживания.
— снимает и надевает одежду в определенном порядке, расстегивает и застегивает пуговицы спереди, складывает одежду, расшнуровывает ботинки.
— замечает неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.
3. Навыки культуры еды.
— ребенок ест самостоятельно, опрятно.
— держит ложку в правой руке.
— пользуется салфеткой.
4. Навыки трудовой деятельности.
— выполняет простейшие поручения взрослых,
— помогает вынести на площадку игрушки,
— принести и убрать материал для занятий,
— помогает няни поставить стулья к столам, принести тарелки с хлебом;
— раскладывает карандаши, убирает игрушки;
— собирает на участке палочки, камешки, листву.