«Экологические игры в природе»
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывает на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Ознакомление детей с природой – это образование в их сознании реалистических знаний об окружающей среде, основанных на чувственном опыте. Неправильные представления о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими лягушек, ежей, полезных насекомых и др. это наносит вред не только природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые. Вот почему очень важно, что дети уже с раннего возраста получают верные сведения о природе.
С чего же начать ознакомление ребенка с природой? Это самое простое и доступное, это все что нас окружает: растения, животные, солнце, небо, вода, камень, попавшийся под ноги да все что угодно, в конце концов, мы сами.
Как же объяснить ребенку все происходящее вокруг нас? Это проще чем вы думаете! Сейчас есть масса источников, в которых вы можете найти интересующую вас информацию. А ребенку, который может быть привлечен к поиску этой информации с вами, она запомнится гораздо лучше. Иногда мы даже не представляем, как мы можем обогатить знания своего ребенка. Например, можно просто разглядеть цветочек и выделить части растения (цветок, стебель, листья, корень). Или просто поймайте на варежку, пролетающую мимо снежинку, рассмотрите ее, полюбуйтесь ее неповторимой красотой, подуйте, она растает, поймайте новую и, разглядывая ее, спросите, знает ли ваш ребенок, что из вот таких вот маленьких снежинок получаются огромные сугробы.
Помочь в ознакомлении с природой вам могут простые экологические игры:
«Угадай растение».
Вариант 1. Вы можете выбрать любое комнатное растение и рассказать ребенку о нем, не называя его. По вашему рассказу ребенок может показать растение и назвать его.
Вариант 2. «Цветочный луг» На прогулке взрослый обращает внимание на цветы и их окраску, предлагает ребенку рассмотреть и запомнить: желтый одуванчик, синий василек. Не нужно перегружать детей научными названиями и многообразием. Для 3 летнего ребенка достаточно будет от трех до пяти цветов, при чем отличающихся по цвету и размеру. Необходимо также объяснить ребенку почему нельзя срывать цветы.
Цветы украшают луга и леса
Но это не только природы краса —
В них пчёлы находят целительный дар,
И бабочки пьют из них сладкий нектар.
Не надо, друзья, их бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты… Погибнут цветы…
И больше не будет такой красоты!
«Овощ или фрукт?»
Вариант 1. Взрослый предлагает ребенку назвать овощи и уточняет, поясняет, почему овощи называются овощами (они растут на земле). Затем, то же повторяется и с фруктами (фрукты растут на деревьях).
Вариант 2. Взрослый просит ребенка назвать фрукты или овощи желтого цвета, зеленого, красного. Здесь ребенок не только запоминает и название плодов и цвет. (Аналогично можно провести игру, ориентируясь на форму).
Вариант 3.»Отгадайте на вкус»
Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза и попробовать овощ или фрукт. Ребенок пробует, угадывает, что это, а потом называет: это овощ или фрукт.
«Кто что ест» Взрослый предлагает ребенку «покормить» животных , сначала называет животное и можно показать игрушку или картинку , а затем называем то чем питается это животное. Четко проговаривать название животного и его пищу, т.к. возможно это будет для малыша новой информацией. Курочка клюет зернышки, зайчик грызет морковку и капусту, корова ест траву.
«Кто где живет». Игра может состоять из вопросов и ответов. Взрослый спрашивает: «Кто живет в гнезде? В реке? В дупле? В берлоге? В норе?» или же наоборот. Родитель называет животное: «Где живет лиса? Где медведь? Где рыба? И т.д.»
«Чей малыш?»
Взрослый называет взрослое животное, предлагает ребенку назвать его детеныша. Например, у мамы – кошки есть малыш – (котенок), у мамы зайчихи есть малыш – (зайчонок). В случае если ребенок затрудняется, обязательно проговорите вместе с ребенком и покажите на картинке. Нужно помнить о том, что дети 3 лет ещё могут путать названия животных которых они не видели.
Стоит отметить, что природа оказывает огромное влияние на развитие у ребёнка психологических, познавательных, речевых особенностей. Она вызывает у ребёнка много незабываемых впечатлений.
При знакомстве с неживой природой, нужно обратить внимание на то, чтобы не давать малышу ни каких теоритических обобщений. Ребёнок в раннем возрасте всё равно их не поймёт. Лучше дайте ребёнку возможность насладиться моментом — поплескаться в тёплом водоёме или потрогать холодную воду в роднике. Это чувство радости ребёнок запомнит на всю жизнь. Очень хорошо, если вы вместе с малышом после полученных впечатлений сядете рисовать или лепить. Вместе с ним вы выразите и закрепите увиденное. Он с нетерпение будет ждать ещё новой встречи с природой, получать знания, беречь природу, ухаживать за ней.
Природа окружает ребёнка всегда. Она даёт огромный запас знаний, который пригодиться ему в будущем. Конечно, стоит отметить, что взрослый должен быть для ребёнка не только наставником, но и личным примером.
Родители должны сами показывать пример к бережному отношению к природе, животным, растениям, ко всему, что их окружает, т.е. должны воспитывать у маленьких детей любовь к природе.
Окружающий нас мир прекрасен и удивителен. Стоит лишь на минуту остановиться и посмотреть вокруг. И от нас с вами зависит, как дети будут относиться к этому миру!Берегите природу! Любите её! Желаю успехов.