«Игры по развитию речи для малышей 3-4 лет».
Речевые игры:
«Скажи, какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Ход: взрослый достает из коробки предметы и называет их, например: «Это груша». Дети называют признаки предмета: «Она желтая, мягкая, вкусная».
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть эти признаки правильно.
Ход: взрослый показывает ребенку картинки: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок изображен с ушами зайца. Ребенок исправляет ошибки: цыпленок желтый, клюет зернышки, у медвежонка круглые маленькие ушки.
«Что напутал Буратино?»
Цель: учить находить ошибки в описании и исправлять их.
Ход: в гости к нам пришел Буратино со своим другом утенком. Рассказывая о своем друге, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы. Он кричит «Мяу!». Ребенок исправляет неточности.
«Какая кукла»
Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.
Ход: взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и рассказать всем о том, какая она красивая.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню.
Взрослый начинает: «Наша Таня … (самая красивая). У нее … (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)»
«Сравни медвежат»
Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.
Ход: взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой – коричневый и маленький.
— Назови, кто это и чем они отличаются? (Один медведь большой, он черный.)
— Как его можно назвать, чтобы было понятно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
— Как можно назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)
«Назови одним словом»
Цель: закрепить представление об обобщающих словах.
Ход: взрослый спрашивает: вспомни, на чем спят куклы? (На кроватях.) Куда кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.)
— Я начну говорить, а ты продолжай: кровать, шкаф … (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель.) Какая мебель у нас дома?
— Что куклы кладут в шкаф? Что там лежит и висит? Продолжайте: платье, брюки … (юбки, кофты, рубашки). Как эти вещи называются? (Одежда.) Какая одежда надета на тебе?
— Куклы сели за стол. А на столе стоят … (тарелки, чашки, блюдца). Лежат … (ложки, вилки). Это … (посуда). Из какой посуды ты ешь суп и кашу? (Из глубокой тарелки суп, из мелкой кашу.)
— Наши куклы очень любят играть. Что им для этого нужно? (Игрушки.) Какие игрушки ты знаешь и любишь?
«Кто что умеет делать»
Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.
Ход: взрослый показывает ребенку картинки с изображением животных а ребенок говорит, что эти животные любят делать, как кричат. Например, кошка – мяукает, мурлычет, царапается, лакает молоко, ловит мышей, играет с клубком шерсти; собака – лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает.
Такую игру можно проводить на разные темы. Например, о животных и птицах: воробей чирикает, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает.
«Где что можно делать?»
Цель: активизация глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход: взрослый:
— Что можно делать в лесу? (Гулять, собирать грибы и ягоды, слушать птиц, отдыхать.)
— Что можно делать на реке? (Купаться, нырять, загорать, кататься на лодке, катере или теплоходе, ловить рыбу.)
«Закончи предложение»
Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие окончание действий.
Ход: взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает: «Оля проснулась и … (пошла умываться, чистить зубы, делать зарядку). Коля оделся и … (пошел гулять, играть в футбол, вышел на улицу). Зайчик испугался и … (спрятался в кусты, задрожал, помчался прочь). Ира обиделась и … (заплакала, не стала разговаривать с детьми)». Незавершенность предложений взрослый подсказывает интонацией.
В обучении составлению повествовательных текстов большую роль играет совместное рассказывание. При этом взрослый должен для себя составить схему рассказа, которую ребенок будет заполнять. Можно предложить придумать рассказ по мотивам предложений, которые дети только что составляли: «Как – то раз Оля … (проснулась, сделала зарядку и решила пойти в лес). Она … (пригласила на прогулку брата Колю). Дети взяли с собой … (мячи, прыгалки). На полянке … (они увидели зайчика), который … (так испугался, что не мог двигаться). И вдруг … (заяц побежал от ребят). А Оле и Коле … (стало очень весело)».
«Игра – инсценировка с игрушками»
Цель: учить разыгрывать инсценировки по содержанию хорошо знакомых произведений.
Ход: сначала взрослый читает сказку, затем идет совместный пересказ, а потом проводится инсценировка. Например, в сказках «Заюшкина избушка», «Теремок» можно изменить сюжет или его окончание, включить новых персонажей. В сказке «Козлятки и волк» в обработке К.Д. Ушинского в избушку приходит не волк, а … заяц. В новом сюжете дети привлекаются к диалогу между героями сказки.