ГБОУ ООШ №11 Структурное подразделение ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО»

  • Главная
  • Прием в ДОО
    • Правила приема в ДОО
    • Образцы документов для предоставления дошкольного образования по ООП ДО.
    • Право на внеочередное(первоочередное) предоставление места в ДОО.
    • Приказы о приеме и отчислении воспитанников
    • Узнай очередь в детский сад
    • План приема детей в СП "Детский сад "Буратино"
  • Новости
  • Родителям
    • Информация для родителей
    • Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей
    • Скоро в школу
    • Консультации для родителей
      • Консультации для родителей детей раннего возраста
      • Консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста
      • Консультации для родителей детей среднего дошкольного возраста
      • Консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста
      • Консультации для родителей детей подготовительной к школе группы
  • Педагогам ДОО
    • Методические рекомендации
    • Аттестация
  • О нас
    • Контакты
    • Фотогалерея
  • Анкетирование, опросы
    • Анкеты, опросы для родителей
  • Портфолио наших педагогов
    • Воспитатель Басалык Елена Григорьевна
    • Воспитатель Росланова Рената Николаевна
      • Визитная карточка Рослановой Р.Н.
      • Образование Рослановой Р.Н.
      • Курсы повышения квалификации
      • Достижения Рослановой Р.Н.
      • Методическая копилка Рослановой Р.Н.
    • Воспитатель Иванова И.Б.
      • Мое образование
      • Моя методическая копилка
        • Курсы повышения квалификации
        • Мои достижения
        • Достижения моих воспитанников
        • Предметно — пространственная среды группы "Знайки"
        • Мой фотоальбом
  • Обучение детей с ОВЗ
    • Образование детей с ОВЗ
    • Логопед советует
    • В помощь педагогам
    • Психолог советует
  • Страничка дорожной безопасности
    • Паспорт дорожной безопасности
    • Федеральный портал "Дорога без опасности"
    • Детство без опасности
  • Отчеты о результатах самообследования
    • Результаты самоосбследования
  • Букварь здоровья для родителей
    • Санитарно — просветительская работа
    • Грипп — это опасно!
  • # Сидим дома
    • Дистанционное обучение дошкольников
    • Все о коронавирусе
  • Дополнительное образование детей в Самарской области
  • Организация питания
    • Организация питания в СП "Детский сад "Буратино"
    • Нормативные правовые акты по организации питания
    • Информация о поставщиках продовольственной продукции
    • Примерное меню
    • Утвержденное ежедневное меню
    • Родительский контроль за организацией питания детей
    • Материалы просветительской направленности по вопросам здорового питания детей
    • Детям о здоровом питании
    • Удовлетворенность питанием воспитанников и родителей
  • Инновационная деятельность
  • Безопасность
  • Техническое творчество
    • Виды конструкторов для детей дошкольного возраста
    • Методическая литература по развитию технического творчества в СП "Детский сад "Буратино"
    • Фото и видео материалы по техническому творчеству
    • Программа дополнительного образования по техническому творчеству
    • Сценарии развлечений по техническому творчеству
    • Учебный план по развитию технического творчества
    • Календарно — тематическое планирование по техническому творчеству
    • Конспекты занятий по техническому творчеству
  • 80 лет Победы в Великой Отечественной войне
Версия для слабовидящих
12 Окт2023

Консультация для педагогов «Формирование активного словаря в раннем возрасте».

Written by Скорынина О.А.. Posted in Методические рекомендации

Формирование словаря у детей раннего возраста является основой для дальнейшего нормального речевого развития. Всякая задержка в ходе развития речи (плохое понимание того, что говорят окружающие люди; бедный запас слов-названий и слов-понятий; суженные или наоборот непомерно расширенные понятия и т. п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает ребёнка из игр, занятий.

  С появлением первых слов тесно связано формирование таких познавательных психических процессов как восприятие, мышление, воображение, память. Поэтому задержка в развитии речи влечёт за собой отставание в развитии психики ребёнка.

  Предпосылки развития речи у детей раннего возраста определяются двумя процессами:

  Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Главное в развитии детского словаря – освоение значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

  Третий год жизни — период наибольшего увеличения активного словарного запаса. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка.

Таким образом, можно выделить следующие особенности формирования словаря детей раннего возраста:

У ребенка раннего возраста происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа. Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Частое обращение ко взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения.

  Речь детей быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее восприятие ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходства между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса (с 2х до 3х лет он увеличивается в 3-4 раза). К трём годам словарь ребенка достигает 1000-1200 слов. В его составе имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения), служебные слова (союзы, предлоги, частицы), междометия.

  Для ребенка раннего возраста слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первым является восприятие, поступающее в его сознание через органы внешних чувств из окружающего его вещественного мира. Ребенок не может еще отличать слово от вещи, слово совпадает для него с обозначаемым предметом. Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобы давать название, налицо должны быть все предметы, с которыми эти названия должны быть связаны.

Дети усваивают родной язык в живом, непосредственном общении с окружающими людьми, а отсюда вывод — надо чаще разговаривать с маленькими детьми. Сначала только взгляд ребенка говорит, что он понял смысл слова, затем поступают новые успехи: он сам произносит слова. Частое обращение взрослых к ребенку приводит к тому, что довольно быстро растет запас слов детей, а через некоторое время ребенок уже выражает свои желания, мысли несколькими словами, многословными предложениями. В этом возрасте (2-3года) речь малыша бывает настолько своеобразна, что только самые близкие люди могут ее понять: «ниська папаля» — книжка пропала. Это объясняется тем, что ребенок еще не овладел всеми необходимыми движениями органов речи при произношении звуков родного языка. Каждый звук получается в результате особой укладки или особых движений языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба; произношение слов требует сложной согласованной работы органов речи. Чтобы овладеть этим, нужно время. Кроме того, очень важно, что бы ухо ребенка привыкло к правильному произношению слов. Иногда же неправильное воспитание задерживает ребенка на этом несовершенном этапе развития речи. Ошибка воспитания заключается в том, что родители подлаживаются под детский лепет. Всегда разговаривать с детьми нужно чистым, правильным языком.

  Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством,  оружием человеческого мышления. Человек мыслит словами, произнося их громко или про себя (внешняя и внутренняя речь). Вместе с тем речь и мышление — не одно и то же, потому что мышление — отражение в мозгу предметов и явлений в их закономерных связях и отношениях. Нельзя ставить знак равенства между умением говорить и умственным развитием ребенка, но речь, тем не менее, имеет прямое отношение к развитию мышления. РЕКЛАМАjoom.ru1 465 ₽Женские сандалии и тапочки на толстой подошве KR-BAODAN1 454 ₽Женские кружевные блузки с длинными рукавами Surwenyue2 119 ₽Коричневые женские кожаные туфли в британском стиле с…1 489 ₽Блузки и рубашки surwenyue для женщин1 164 ₽Женская шифоновая блузка с длинным рукавом Surwenyue930 ₽Женская шифоновая блузка большого размера Top Beauty…

  Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) возможны только с помощью речи, внешней или внутренней. При этом в процессе анализа и синтеза человек задает себе вопросы, строит различные предложения, рассуждает, приходит к определенным суждениям и понятиям. В процессе этой мыслительной деятельности он прибегает к сравнениям (сопоставление объектов с целью выявления сходства или различия между ними), что является важной предпосылкой обобщения (умозаключение, суждение и понятие).

  Понятие — одна из форм отражения мира в процессе познания, связанная с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. Понятием называют мысль, представляющую собой обобщение и мысленное выделение предметов некоторого класса по их специфическим признакам.  Таким образом, с помощью речи в мышлении формируется понятия, являющиеся единицами мыслительного процесса.

  Ко всему этому ребенок начинает приобщаться уже с первых лет жизни, постепенно овладевая речью и наглядно-действенным (в раннем возрасте), в дошкольном детстве — образным, типом мышления в школьном детстве — логическим.

  У двух-трех летних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще неотделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое. Первые обобщения ребенок начинает делать по несущественным признакам. Овладение обобщениями по существенным признакам на 2-3 году жизни является необходимом условием развития мышления. Обобщение — это новый более высокий уровень мыслительной деятельности, на который ребенок выходит через речь. Обобщение является мыслительным объединением предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства. Это переход от одиночного к общему, к все более высокому уровню обобщений. Например, от одиночного понятия «огурец» (или «помидор») к понятию «овощ».Канал спокойной музыки

  Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря:

Рассматривание игрушек. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная дидактически оборудованная кукла (платье, бельё и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.

Рассматривание картин знакомого содержания направлено на уточнение детских представлений и словаря, всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи.

Дидактические игры. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками. Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические  игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

С детьми раннего возраста используются дидактические игры с игрушками и картинками, словесные не используются.yandex.ruРЕКЛАМАПромокод на 5000р. от Яндекс Директа на первую кампаниюПополните счет на 10000р и Яндекс добавит вам еще 5000р на рекламуУзнать больше

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в играх усложняются: ребята упражняются в определение предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления. Детям раннего возраста дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В играх с куклами у детей формируется культурно-гигиенические навыки и нравственные качества, например, заботливое отношение к партнеру по игре — кукле, которое переносится затем и на своих сверстников.

Игры с природным материалом воспитатель организует во время прогулки, обеспечивая непосредственное соприкосновение с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Настольно-печатные игры — интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, домино, лото. Эти игры направлены на развитие умения находить среди разных картинок две совершенно одинаковые; на объединение картинок не только внешним признакам, но и по смыслу: например, найти два самолета (они могут быть совершенно разными и по форме, и по цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов); на формирование таких логических операций, как: подбор картинок по общему признаку (классификация), запоминание состава, количества и расположения картинок (предметов), составление разрезных картинок и кубиков, обучение детей логическому мышлению, развитие у них умения из отдельных частей составлять целый предмет.

Так дидактические игры «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Магазин игрушек» помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь. Игра «Новая кукла» учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь. Настольно-печатные игры «Парные картинки», «Домино», «Лото», «Чьи детки?» формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. Манипулируя игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т. п., т. е. употребляют глаголы. В играх: «Больше-меньше», «Кто скорее соберет?», «Чудесный мешочек» дети учатся видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляют свои знания о цвете и величине, обогащают словарь прилагательными.

Загадывание и отгадывание загадок. Ценность этого метода двусторонняя:

  Итак, на третьем году жизни ребенка начинается период благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Необходимо особое внимание уделять развитию активного словаря, т. е. побуждать ребенка выражать свои мысли словами.

Сведения об ОО

  • Основные сведения
  • Структура и органы управления
  • Документы
  • Образование
  • Образовательный стандарт
  • Руководство.Педагогический коллектив.
  • Материально-техническое обеспечение
  • Стипендии и меры поддержки обучающихся
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество
  • Наставничество
  • Профессиональная ориентация

Ссылки

Государственная бюджетная образовательная организация обще-образовательная школа №11 г.о. Новокуйбышевск Самарская область структурное подразделение детский сад "Буратино" © 2012–2014
  • Главная
  • Новости
  • Прием в ДОО
  • Родителям
  • О нас
    • Контакты
    • Фотогалерея