Консультация «Почему дети сейчас часто страдают от нарушений речевого развития».
«Почему дети сейчас часто страдают от нарушений речевого развития?»
Несмотря на то, что пробовать разговаривать дети начинают в годовалом возрасте, фактически речевое развитие начинается еще в утробе матери. Уже к 24 неделе у плода завершается формирование слухового аппарата, и он начинает слышать и запоминать голоса и интонации. И даже до завершения формирования слуха плод способен воспринимать звуки всем телом через вибрации, особенно голос мамы.
Рождаясь, ребенок сразу же способен узнавать голоса окружающих людей, которые часто слышал во время утробного развития. Причем вовсе не обязательно для этого разговаривать с животом, достаточно много общаться рядом с беременной женщиной, чтобы ребенок вас запомнил.
Однако в современном социуме наметились некоторые тенденции, которые не встречались у старших поколений. Современные родители намного молчаливее, поскольку большая доля общения приходится на виртуальное пространство. Людям больше нет необходимости развлекаться беседами, так как всегда можно найти чем заняться – от компьютерных игр до просмотра мемов в социальных сетях.
Таким образом, складывается ситуация, в которой ребенок, который еще даже родиться не успел, оказывается обделен общением. К каким последствиям способен привести такой режим постоянного молчания?
Отставание в развитии речи
Современный молчаливый образ жизни родителей очень заметно сказывается на их детях. Задержки в развитии речи стали практически нормой и встречаются повсеместно. Дети начинают говорить позже, чем это было еще десяток лет назад, при этом их словарный запас очень скуден, а сама речь крайне примитивна. По статистике у каждого четвертого современного ребенка четырех лет наблюдаются проблемы с развитием речи разной степени тяжести. Для сравнения, в 70-е годы детей того же возраста с проблемами в развитии речи было всего 4%.
Дело в том, что ребенку, для того, чтобы научиться разговаривать, нужно не просто слышать речь, но еще и иметь возможность стать непосредственным участником беседы. Ребенок учится говорить потому, что чувствует необходимость в общении. Он учится, когда родители к нему обращаются, он пытается начать отвечать им, запоминает сочетания звуков, интонации и ситуации, в которых они были произнесены. Если же родители молча проводят вечер за просмотром телевизора, не общаясь ни с ребенком, ни между собой, научиться говорить будет намного сложнее. Пусть даже из телевизора и звучит речь, она не несет для ребенка никакой смысловой нагрузки, поскольку не привязана ни к какой конкретной ситуации из его жизни. Такая речь воспринимается как незначительный посторонний шум, вроде гудения автомобилей за окном или шум стиральной машины.
У современных детей, выросших в постоянной тишине, возникают большие проблемы с восприятием информации на слух и затруднения в овладении навыком чтения. Не привыкшие к такому занятию, дети просто не способны удерживать в голове длинные предложения. Пока ребенок слушает конец вашей фразы, он успевает напрочь забыть ее начало.
По этой же причине у детей возникают трудности с обучением чтению. Они понимают отдельные слова, и даже небольшие предложения, но вот сложить их в полноценный связный текст уже не получается. Именно поэтому многим не интересно читать даже самые лучшие и увлекательные детские книги.
Так же частое взаимодействие с компьютерными играми с самого раннего возраста развивает принципиально иную мышечную моторику глаз, нежели та, которая необходима для чтения. Хаотичное перемещение персонажей по экрану, за которым неотрывно следит ребенок, в корни отличается от равномерного пробега по строчкам слева направо, сверху вниз. Детям становится не комфортно читать на физическом уровне, так как их глаза к этому не привыкли.
Стоит ли запрещать ребенку пользоваться гаджетами? Конечно же нет. Мы живем в веке технологий и информации, и запрещать ребенку получать к ней доступ, значит вырастить человека, абсолютно неподготовленного в современном социуме и напрочь от него оторванного. Но не стоит делать из гаджетов средство наказания или поощрения. Они не должны быть желанной целью или запретным плодом. Ребёнок должен понимать, что это средства для отдыха и творчества, и при этом это техника, облегчающая и упрощающая быт современного человека. Так же нельзя перепоручать гаджетам функцию присмотра за детьми. Нельзя включать им мультики на ютубе и заниматься своими делами. Вы должны оставаться родителями и в полной мере исполнять свои обязанности по воспитанию детей, не обделять их живым общением, и уж тем более любовью. Больше разговаривайте и играйте со своим ребёнком, и многих проблем в его речевом развитии вам удастся избежать.