Личность формируется в семье
Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни.
Самые главные личностные качества формируется в дошкольном возрасте. От того каким было у человека детство, зависит весь склад его личности и во многом его жизненная судьба. В этом периоде складываются важнейшие психологические условия внутренне свободного действия. Почему же так важно семейное воспитание?
Дело здесь в том типе общения, который отличает семью. Ребенок как личность существует и развивается в общении с другими, в первую очередь близкими ему людьми.
Развитие личности предстает как развитие общения. Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Общение с ним он воспринимает все на свете. Мир представляется ему таким, каков он есть, общение должно быть полноценным, универсальным. Универсальность обладает общение, которое ребенок имеет в семье. Именно по этому качеству общения можно судить о полноценности семьи, а вовсе не по количеству её членов, как это обычно делается. Возможна неполная семья, состоящая только из матери и ребенка, вполне полноценная с позиции психологии общения. Правда, достичь этого намного труднее, чем в большой полноценной семье.
Что же есть такое в семье, что так трудно воспроизвести в государственном учреждении? Что обеспечивает универсальность семейного общения? Безусловно, первое место в этом плане занимает бескорыстная любовь родителей к своему ребенку. Ребенок всем своим существом чувствует , что он беспредельно дорог родителям, причем дорог таким, каков он есть, со всеми его особенностями и недостатками.
Чем меньше ребенок, тем значимее для него непосредственное обнаружение родительской любви. Но на протяжении всего дошкольного возраста ребенок не перестает нуждаться в постоянном подкреплении этой уверенности в любви со стороны родителей. К сожалению, родители не всегда понимают, насколько важно не просто любить ребенка, но и показать свое отношение и свои чувства ребенку. Не надо бояться, что ласка, поцелуи и другие эмоционально – физические контакты могут быть чрезмерными и сделают из малыша избалованного неженку. Это как раз то, в чем ребенок больше всего нуждается особенно, если по каким-то причинам он испытывает дискомфорт. Всему свое время ласкам тоже. «Слепая» любовь родителей может принести много зла. Довольно распространенным является, чрезмерное опекающие своего ребенка. Плотная опека со стороны матери не оставляет никакого места его собственной активности, личной инициативе и самостоятельности. Иногда дети становятся не просто малоинициативными или несамостоятельными, но дело доходит до распада важнейших психологических способностей и функций.
Другой вариант ложно понятного родительского долга можно охарактеризовать как чрезмерную требовательность к детям. Эти родители не считают, что их взыскательность, доходившая порой до садистских издевательств над ребенком, непомерна и бесчеловечна. Они убеждены, что так надо воспитывать детей, читая им нотации , выговаривая за малейшие нарушения .Часто за таким воспитанием стоят психологические комплексы и ущербность самосознания сверх требовательных родителей.
Влияние семьи на развитие ребенка имеет тип отношений между родителями и ребенком. Взаимоотношения матери и ребенка определяет весь ход его психического развития, формирующиеся у малыша способности и черты характера. При всем разнообразии этих отношений, зависящих от семейных традиций, образованности родителей их ценностных установок, мировоззрения, общего культурного уровня. Только при первом типе отношений оказывается возможным настоящее взаимоотношение между ребенком и взрослым, только в этом случае устанавливается эмоциональная атмосфера, необходимая для полноценного развития ребенка.