Нет безвольных детей — есть дети, испорченные воспитанием.
Нет безвольных детей – есть дети, испорченные воспитанием.
Нередко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движениями, неустойчивых в своих желаниях, отступающих перед малейшими трудностями. От них часто слышишь: «Я не умею», «Я не хочу», «Я не знаю, как» и т. п.
Особенно чуткого отношения требуют от родителей такие дети. Если
вовремя не принять необходимых мер, эти черты в дальнейшем разовьются в отрицательные качества, характерные для безвольных людей. О том, как воспитывать волю ребёнка, должны знать и родители, и воспитатели. К сожалению, встречаются родители и воспитатели, которые сердятся на ребёнка если ему что- либо не удаётся, и, сами того не замечая, внушают ему, что он всегда делает плохо. Такие упрёки убивает ребёнке желание делать лучше, их внушение заставляют его думать, что ему действительно не
сделать лучше, у него исчезает уверенность и радость, которые испытывает нормальный ребёнок от своей деятельности, особенно если её одобряют окружающие. Не все взрослые ясно представляют себе, почему волевые черты характера следует воспитывать с раннего возраста и как это нужно делать. Между тем, если с детства не приучать маленьких детей к выполнению несложных заданий, не настаивать на доведения любого дела до конца, не приучать их
сдерживать некоторые желания, то в дальнейшем им трудно будет приучить себя к труду и учению. До сих пор матери, которые всю свою любовь к ребёнку выражают в беспрекословном выполнении его желаний, не предъявляют ему никаких самостоятельных заданий, поручений, не осознают проблемы воспитания воли. И вырастают дети несамостоятельные, не умеющие ни преодолевать
трудности, ни сдерживать свои порывы. Перевоспитывать подросшего
ребёнка значительно труднее, чем правильно воспитывать его с раннего детства. С чего начать? Прежде всего, в каждой семье должен быть установлен порядок жизни ребёнка. Он должен в определенное время ложиться спать, вставать, есть, гулять, играть и выполнять маленькие задания, которые поручают ему родители. Точное выполнение режима приучает к порядку, повышает дисциплину, организовывает и дает возможность активизировать и прививать хорошие привычки. Всё это — основа развития и воспитания воли.
Родители должны заботиться о том, чтобы разумно организовать
самостоятельность ребёнка. Давать ему различные поручения, следить за выполнением любого начатого дела до конца. Бывают ситуации, когда ребёнку трудно справиться самому. Тогда родители могут оказать небольшую помощь и пройти все вместе до конца. Это научит ребёнка делать некоторую работу в коллективе. Чуткие родители получают большое удовольствие, когда замечают, что
неуверенный ребёнок под влиянием их правильного отношения делается более уверенным, говорит: «Посмотрите, я сам сделал!», «Я уже немножко научился!», «Я сам придумал!». Это значит, что в ребёнке воспитывается те способности, без которых невозможно никакой труд, невозможно дальнейшее развитие воли. Единство
сознания, чувств, желаний и поведения мы должны воспитывать в детях с самого раннего возраста. Уже в дошкольном возрасте следует развивать у детей любовь к Родине, чувство дружбы и умение играть и заниматься в коллективе. Уважение к труду, чуткость к людям, бережливость, ответственное отношение к своим маленьким обязанностям, желание и умение учиться. Стремление быть честным и смелым. Этими желаниями и поступками должно определяться волевое поведение ребёнка и содержание его деятельности, его детские игры и занятия.