Почему ребенок плохо говорит
Речевые нарушения у детей— серьёзная проблема нашего времени. Почему-то всё чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребёнок не выговаривает один или несколько звуков родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость — отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное — это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, — напротив, с каждым годом всё больше детей нуждаются в помощи логопеда. В чём причина этого явления в наш просвещённый век? И что в связи с этим необходимо знать родителям?Нарушение речи— это отклонение речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде. Возникнув, речевые нарушения самостоятельно не исчезают, а закрепляются, не соответствуют возрасту говорящего, требуют того или иного логопедического вмешательства. Неправильная речь ребёнка может отражаться на его дальнейшем развитии, задерживая и искажая его, может затруднять обучение в школе. От чего зависят речевые нарушения, с чем они связаны?
- Течение беременности у матери (токсикозы, болезни матери, обострение хронических заболеваний, травмы, ушибы, угроза выкидыша, иммунологическая несовместимость крови матери и плода, курение во время беременности, употребление алкоголя, наркотических веществ).
- Наследственная предрасположенность
(по наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба, а также особенности развития речевых зон головного мозга и даже заикание. Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключать такую возможность нельзя).
- Роды (преждевременные, стремительные, затяжные, обвитие пуповиной плода, с наложением щипцов, гипоксия плода, многоплодие).
- Развитие ребёнка от рождения до 1 года (отставание в физическом, психическом, речевом развитии (гуление, лепет, первые слова, фразы), частые болезни, травмы и ушибы головного мозга, испуг, стресс).
- Речевое окружение в семье (неправильная речь членов семьи, заикание, двуязычие, «сюсюкание» с ребёнком). Важно, чтобы ребёнок слышал правильную речь взрослого!
- Частые и длительные болезни ребёнка приводят к дефициту общения, нарушению речевого развития ребёнка.
- Различные психические травмы (испуг, переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье). Это задерживает развитие речи, а в ряде случаев, особенно при острых психических травмах, вызывает у ребёнка, психогенные речевые расстройства
- мутизм (полный отказ от речевого общения), невротическое заикание.
- особенности строения артикуляционного аппарата у ребёнка (губы, зубы- неправильный прикус, неправильный зубной ряд, язык, подъязычная уздечка, слабость мышц артикуляционного аппарата).
- недостаточно развит фонематический слух у ребёнка (какой 1-ый, последний звук в слове, есть ли заданный звук в слове).
Речь — одна из важнейших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в развитии ребёнка, так и причиной их появления. Поэтому не стоит откладывать визит к специалисту, тем самым упуская сензитивные периоды в развитии головного мозга ребёнка.
Логопед – специалист, занимающийся развитием и коррекцией нарушения речи.
Когда нужно обратиться к логопеду?
- речь ребёнка мало понятна окружающим.
- искажена слоговая структура слова: пропуски, перестановки слогов, замена другими звуками.
- количество слов в активном словаре не соответствует возрастной норме ребёнка. В речи ребёнка мало прилагательных, глаголов, наречий, числительных.
- слова в самостоятельной речи ребёнка не связаны грамматически между собой. Например: «Три машинков стит на полу.» и т.п.
- ребёнок плохо запоминает стихотворения, названия цвета, геометрических фигур, названия различных предметов, что ухудшает состояние словарного запаса ребёнка.
- при прочтении рассказа, сказки, стихотворения не может установить (понять) основную мысль прочитанного, не может ответить на вопросы по содержанию текста, испытывает трудности при пересказе текста.
Нарушения речи могут возникнуть в любом возрасте, но наиболее «ранимой» речь оказывается у детей в возрасте 3-5 лет. В чем состоит работа логопеда по формированию или восстановлению речи? Преодоление и предупреждение нарушений речи основаны на компенсаторных возможностях человека, его головного мозга. Речь развивается в процессе общения. На этом основана организация всего комплекса работ, направленных на преодоление и предупреждение речевых дефектов. Логопедические воздействия полноценны и эффективны, если они систематически связаны с повседневной работой по преодолению речевого дефекта у ребёнка и родителями, и воспитателями, и педагогами в детском саду и дома. Необходима каждодневная, кропотливая работа по закреплению правильного произношения, контроль со стороны взрослого за правильным произношением при спонтанной (свободной] речи ребёнка. Нужно неукоснительно соблюдать и выполнять все задания, требования и рекомендации логопеда. Во многих случаях следует настроиться на длительную помощь своему ребёнку и не унывать.
Какие меры профилактики можно посоветовать родителям, бабушкам, дедушкам?
Для правильного речевого развития и профилактики речевых нарушений у детей необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка. Разговаривайте с ним, не подстраиваясь под него, «сюсюкая и ломая язык». Говоря «детским» языком с малышом, Вы лишаете его правильного образца речи, так как его речь формируется в общении с Вами. Вредно сказывается на звукопроизношении и длительное сосание соски или пальца, за этим необходимо следить. Читая ребёнку книги, беседуйте с ним по прочитанному. Ребёнок, отвечая на вопросы, тем самым развивает и совершенствует свою речь. Внимательно слушайте ребёнка, побуждайте его к высказываниям, к активной речи. Развивайте её грамматический строй, обогащайте словарь ребёнка новыми словами. Никогда, даже если Вы устали, не говорите ребенку: «отстань», «некогда» — этим Вы тормозите развитие ребенка, снижаете или сводите на нет его речевую активность, его мыслительную деятельность.