Развитие фонематического слуха у дошкольников
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами.
Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков:детей учат различатьзвукигромкие – тихие, долгие (длинные) – короткие, высокие – низкие, приятные (добрые, ласковые) – неприятные (злые, грубые).
Предлагаются следующие упражнения и игры на развитие слухового внимания и слухового восприятия:
- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.
- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.
- Игра “Какие звуки нарушают тишину?”,
- Игра “Кто услышит больше звуков?”,
- Игра “Назови звуки групповой комнаты”,
- Игра “Назови звуки улицы”,
- Игра “Вспомни звуки леса, луга, болота”,
- Звучание музыкальных инструментов — на столе лежат несколько музыкальных инструментов, сначала ребёнок запоминает звучание каждого из них, а затем на слух угадывает;
- Игра «Отгадай, что звучит». Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.
- Игра «Найди предмет по звучанию» — выставляются 4-5 предметов о которые можно стучать карандашом, сначала ребёнок запоминает звучание каждого, затем угадывает.
- Игра “Морзянка” – ребенка просят запомнить и повторить постукивания в определенном ритме;
- Игра “Чей голос?”- подготовьте изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
- Игра “Солнце или дождик” — взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».