«Речевое развитие детей раннего возраста»
Ранний возраст ребенка является одним из важных этапов в жизни человека, так как именно в это время начинает происходить интенсивное формирование речи, познавательных процессов и двигательной сферы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки. Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться.
Наиболее располагающим к развитию родной речи можно отнести малышей от года до трех лет. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Чтобы развитие речи в раннем возрасте протекало благополучно, родителям стоит как можно чаще общаться с ребенком: показывать предметы, комментировать свои действия, обращаться к самому малышу с простыми просьбами. Ребёнок хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок. Ребёнок понимает простые вопросы, например: «Где лежит мяч?», «Куда мы положили игрушки?» , « Что это?»…
В возрасте 1 года 2 мес. — 1 года 3 мес. возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. Новое слово включается в разнообразные комбинации с уже знакомым. Важно, что в раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение. До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30—40 до 100 слов и употребляет их крайне редко.
После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К концу второго года жизни дети знают уже примерно 300, а к трехлетнему возрасту—1200—1500 слов. На этом же этапе речевого развития дети начинают использовать предложения в своей речи.
Но стоит учесть, что разные специалисты называют различные числа. Поэтому ничего нет страшного в том, если у ребенка в два года скудный словарный запас, скорее всего, он накапливает пассивный арсенал. Но если в этом возрасте ребенок совсем не говорит, и родителями отмечены неврологические проблемы, в таком случае необходимо проконсультироваться со специалистом.
Ситуации, неблагоприятные для развития речи: малое общение, ограниченное гигиеническим уходом, погруженность взрослого в собственные проблемы, а также, напротив, слишком хорошее понимание ребенка и выполнение всех его требований. Если у ребенка замедленно развивается собственная активная речь, необходимо удостовериться, что у него нормальный слух, что он понимает обращенные к нему просьбы и предложения в пределах ситуации общения, разумно играет, пытается подражать словам. В этом случае повода для особого беспокойства нет, однако необходима специальная педагогическая работа. Варианты отклонений речевого развития и причины речевых трудностей у детей 2 — 2,5 лет могут быть различными. Это и задержка речи на стадии называния, перегруженность речи специфически «детскими» словами, плохое артикулирование. Активная речь может быть «отложена» по причине преобладания эмоционального общения со взрослым или по причине чрезмерной ориентации на предметный мир. Чтобы речь малыша развивалась полноценно, необходимы соответствующие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.
После 2-х лет речь принимает форму диалога, т.е. форму прямых ответов ребенка на вопросы взрослых и вопросов к ним. Диалог является частью совместной деятельности ребенка со взрослым. 2-х летние дети понимают как общие вопросы, требующие ответов «да» — «нет», так и специальные, начинающиеся со слов «где», «кто», «что», и обычно отвечают на них правильно. На вопросы, начинающиеся со слов «когда», «как», «почему», «зачем», дети отвечают так, как будто их спросили «что» и «где», но к 3-м годам понимание таких вопросов уточняется.
Развитие речи в раннем возрасте требует постоянной тренировки, а помочь ребенку в этом непростом деле можно с помощью следующих правил:
1.С ребенком нужно разговаривать каждый день, рассказывать, что происходит вокруг, читать книжки.
2.Важно повторять одни и те же слова много раз до тех пор, пока малыш их не запомнит и не воспроизведет.
3.Проговаривайте ребенку имена близких людей и названия всех предметов, которые его окружают. Во время беседы следите за своей речью, важно, чтобы она была выразительной, четкой, грамотной, но в то же время простой и ясной.
4. Если ребенок делает ошибки в словах, подсказывать ему следует ненавязчиво, чтобы у него не пропало желание говорить. Ведь маленькие дети не терпят неудач.
5.Побольше задавайте малышу вопросы, стимулируя его к размышлениям и побуждая к ответам. Ко всему прочему всегда рассказывайте ребенку, о чем думаете и что делаете в определенный момент. Во время разговора с крохой покажите, что вы внимательно его слушаете: смотрите в глаза, отвечайте на вопросы, улыбайтесь и кивайте.
6. Обязательно нужно называть вещи своими именами: не би-би, а машина, не ням-ням, а кушать и т.д.
7. В развитии речи детей раннего и дошкольного возраста важно создать правильную атмосферу, а помочь в этом могут непосредственно родители. Поэтому важно поддерживать все начинания крохи, хвалить даже за незначительные успехи, как можно чаще с ним играть и уделять больше времени, несмотря на загруженность мам и пап.
Эти самые основные правила необходимо запомнить всем родителям, которые хотят, чтобы их малыши как можно быстрее научились говорить.