Роль семьи в речевом развитии ребенка
Белодедова Л.П. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.
Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками. Обратите внимание- ребенок 4-5 лет должен произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени, не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратиться за помощью к логопеду. Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы, библиотеки. Расскажите ребенку, для чего эти учреждения, кто в них работает. Во время прогулки в парке, сквере на реке привлекайте внимание малыша к красоте окружающей природы, растений и животных, насекомых. Не уходите от ответов на вопросы ребенка, знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, предложите рассмотреть детально, выделите характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь малыша), научите его наблюдать, сравнивать предметы и явления.
Советуем завести детскую библиотеку, где можно вместе с ребенком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей. Одним из самых интересных занятий детей дошкольного возраста является слушание литературных произведений, которые читают им взрослые. Ребенок, как правило, знакомится с мировой литературой, еще не умея читать-хорошие и сердечные сказки ему рассказывают родители. Об отношении каждого ребенка к доброй, художественно обогащающей его литературе, в свое время с ласковым юмором писал в одном из стихов С. Михалков:
«Даже маленький ребенок,
Не умеющий читать, Только выйдет из пеленок- Просит книжку показать:
Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги, и чтобы таких книг было много. И именно при знакомстве с увлекательными и поучительными книгами ребята узнают героев, одним из которых хочется подражать, а других- защищать. Необходимо знакомить детей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки, то есть, таким образом, дети получают нужный заряд нравственного воспитания, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки. Поддержите это стремление, пусть ваш ребенок расскажет знакомую сказку сестренке, бабушке, любимой игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью. Важнейшими умениями , которые приобретает ребенок, погружаясь в интересный для него литературный мир, принято называть следующие: в первую очередь- это познавательные процессы, в результате которых ребенок осознает смысл и идею произведения6 далее- подключение детской фантазии и воображения, позволяющих малышу ярко представить себе ход излагаемых событий, и эмоционально –личностную оценку содержания, так самым маленьким для понимания требуются рассказы и сказки, повествующие об одном событии или поступке героев. («Теремок»,» Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка»). Детей идеально устраивают простейший фольклор – потешки, приговорки, попевки, сочетающие текст, напев, жестикуляцию. У старших детей возникает интерес к волшебным сказкам, содержащим развернутую драматургию с характерными персонажами. Тогда популярными становятся «приключения» — Ивана – царевича, Незнайки, Буратино, Дяди Федора.
Поиграйте с детьми в литературные игры.
Игра «Литературное лото»
Эта игра – одна из самых простейших, позволяющих реализовать книжные знания детей.
Играть в неё можно буквально «На ходу», допустим, когда взрослые и дети куда-то идут или едут, то долгий путь можно скрасить этим развлечением. Или вечером, когда мама готовит на кухне еду или моет посуду, то одновременно она может проводить со своим ребенком тренинг на знания «Страны Литературии». В игре «Литературное лото» ведущий называет имя персонажа, а второй игрок – его характеристику. Допустим, первый игрок говорит слово «лиса», а второй – его определение: хитрая, рыжая, первый произносит слово «колобок», а второй – круглый, вкусный. Игра «Сочини сюжет»
Во время долгих зимних вечеров, вместо того чтобы бессмысленно смотреть телевизор, лучше рассматривать картинки, на которых изображены знакомые герои, чтобы потом обсуждать и придумывать их дальнейшее действие. Пусть дети пофантазируют (например) что через пять минут на полянку с медвежатами и очень доброй медведицей выйдет девочка, и как они будут играть вместе. Игра «Телевизор».
Если в доме имеется большая коробка, предложите ребятам сыграть в телевизор. Правила игры просты. У коробки необходимо заранее вырезать дно, превратив её в телевизионный экран. Задача ребенка изобразить сказочного героя, а остальные должны догадаться, кого тот изображает.
Кроме того, могут рассказать друг другу сюжеты известных сказок.
Родители – главные воспитатели свои детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.