Секреты нашей памяти
Как устроена наша память, от чего зависит эффективность работы памяти ребёнка? Эти вопросы, наверняка задавали себе многие родители. В этой консультации я хочу поделиться некоторыми «секретами» памяти детей.
1.Информация должна быть интересной и значимой для ребёнка. Всё, что вызывает подлинный интерес, запоминается легко и прочно. Чем больше новые знания соприкасаются с интересами, увлечениями ребёнка, тем легче ему будет их запомнить. Старайтесь искать различные пути для пробуждения интереса к изучаемой информации.
2.У ребёнка должна быть сильная мотивация к запоминанию информации. Информация может быть заучена, но если она не имеет устойчивой значимости для ребёнка, то она, скорее всего, очень быстро будет забыта. Важно научиться создавать дополнительную информацию для ребёнка, которая послужит стимулом к запоминанию и сохранению той или иной информации с большим желанием и продуктивностью. Для каждого ребёнка мотивация разная – это зависит от его интересов и желаний. Например, если быстро и точно выучишь стихотворение, то мы пойдём кататься на роликах и т.д.
3.Память в первую очередь реагирует на яркие впечатления. То, что ярко, необычно, чем-то выделяется, запоминается легче и продуктивнее. Яркие события вспомнить легче, чем обыденные, даже если они произошли совсем недавно. Постарайтесь помочь ребёнку представить заучиваемую информацию таким образом, чтобы она стала яркой и необычной, тогда он усвоит её с большой вероятностью и меньшим усилиями.
4.Чем больше информации включено в деятельность, которую совершает ребёнок, тем быстрее и прочнее она запоминается. С одной стороны, если знания включены в какую-то деятельность, которую выполняет ребёнок, то они усваиваются быстрее. С другой – особенно хорошо запоминается та информация, которая используется в деятельности ребёнка, то есть применяется на практике.
5.Заучиваемый материал должен быть понятен ребёнку. Непонятная информация обычно не вызывает к себе интереса. А понятная, наоборот, запоминается быстрее и прочнее, так как ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями.
6.Середина материала запоминается хуже, чем начало и конец. Середина материала требует большего числа повторений, большего понимания и внимания.
7. Следует исключить запоминание одного материала сразу после запоминания другого. Если сразу после запоминания какой-то информации вы попросите ребёнка приступить к запоминанию другой, то последующее запоминание негативно отразится на предшествующем. Это произойдёт потому, что память, занятая переработкой уже воспринятой информации, столкнётся с задачей фиксации новой информации, и – как следствие – переработка информации пострадает. Поэтому при переходе от изучения одного материала к другому необходимо дать ребёнку «передохнуть».
8.Необходимо научить ребёнка «организовывать» заучиваемый материал. В процессе заучивания важно группировать изучаемую информацию и находить связи между элементами того, что он учит. Лучше всего, если при занятиях с ребёнком вы будете включать уже усвоенный материал в последующую деятельность, пытаться увязать новые знания с теми, которыми ребёнок уже овладел. Ведь новые знания чаще всего в чём-то «повторяют» старые, и, таким образом, в голове выстраивается новая связь одного с другим и появляются ориентиры, которые помогут в нужную минуту полноценно восстановить в памяти необходимую информацию.
Как говорил К.Д.Ушинский, «воспитатель, понимающий природу памяти, будет беспрестанно прибегать к повторениям не для того, чтобы починить развалившееся, а для того, чтобы удержать здание и возвести на нём новый этаж».
9. Память нужно «кормить» полезной для неё пищей. Во-первых, надо стараться кормить ребёнка понемногу, но часто, что — бы поддерживать стабильный уровень сахара в крови: это важно для оптимальной работы мозга. Врачи рекомендуют отдавать предпочтение следующей пищи: цельнозерновым продуктам, орехам, семечкам, сыру, жирным сортам рыбы, бобовым, гречневой крупе, фруктам и овощам. В них высока концентрация веществ и витаминов, которые очень полезны для мозга и его кровоснабжения. Очень полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое. А вот «быстрые сахара», содержащиеся в сахаре, конфетах, плохо усваиваются в организме и могут вызвать ухудшение памяти.
Во-вторых, не стоит забывать о физической нагрузке, спорте и прогулках на свежем воздухе. Ежедневные полчаса интенсивной физической зарядки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Прерывистый сон и недосыпание способствуют забывчивости.