«Современные образовательные технологии по ранней профориентации детей»
Актуальной задачей современной системы образование является целостность процессов социально индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение про ориентационные работы с дошкольниками. Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в
детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий — это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий:
1. Технология проектной деятельности. Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению
содержания образования.
2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
3. Технология интегрированного обучения. Является для дошкольных учреждений своего рода инновационной.
Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольном учреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:
• мультимедийные презентации;
• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).
Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
В инновационном проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников. Данные теоретические выводы, дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ по профориентации дошкольников.
Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации профессиональной деятельности, встречи с профессионалами.
Вполне логично, что в основу этой системы необходимо положить игровую деятельность как ведущую на этом возрастном этапе, и создать определенные условия для развития игровой деятельности.
Так же, согласно возрастным особенностям детей в ДОУ могут быть обозначены мастерские, где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности и само деятельности. Мастерская представляет собой специальную развивающую среду с учётом
специфики каждой профессии и создаёт условия для игрового сюжета. Мастерская предполагает познакомить детей с многообразием профессий, представить, какими могут быть профессии будущего.
Мастерская «Строители» — представлена строительными конструкторами, нетрадиционными материалами, небольшими игрушками для обыгрывания. Включает в себя все строительные профессии: архитектор, бульдозерист,
крановщик, каменщик, плотник, штукатур-маляр, кровельщик и т. д.
Мастерская «Мир на дорогах» — представлена игровым центрам, стендом площадкой со знаками дорожного движения, разметкой дороги. Включает в себя водителей все видов транспорта и т. д.
Мастерская «Спасательная служба» представлена центром юного Пожарника, службой МЧС и т.д.
Мастерская «Фермерское хозяйство» включает в себя игровые центры в группе. Важным составляющим компонентом является трудовая деятельность детей в огородах на окне детского сада.
Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в России, в Кузбассе. Включает в себя профессии: агроном, садовод, фермер, зоотехник, птицевод, овощевод и т. д.
За каждую мастерскую ответственен воспитатель, который оснащает РППС специальным игровым оборудованием, пополняет дидактическими пособиями, детской литературой, художественным материалом и т. д.
Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:
— словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
— наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
— практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
— игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).
В практической деятельности все методы применяются не разрозненно, а в сочетании друг с другом.
Ознакомление детей с трудом взрослых может происходить и в процессе организованной педагогом изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер по рассказам педагога, но и попробуют свои силы в этих видах
деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также будет способствовать усвоению информации о труде взрослых.
Выполнение физических упражнений также может быть организовано в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом.
Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летний сад», в котором имитируются действия садовников.
В музыкальную деятельность можно включать игры-импровизации, например, «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».
Знакомство с профессиями произойдёт и в ходе формирования элементарных математических представлений, если педагог предложит посчитать, например, количество гвоздей у плотника, количество банок с краской у маляра.
Театрализованная игра — игра, в которой воспитанники обыгрывают сюжет из литературного источника.
Особое удовольствие и радость доставляют воспитанникам театрализованные представления, где дети есть и актерами, и зрителями. Такая нетрадиционная форма работы позволяет задействовать стеснительных, неуверенных в себе воспитанников, раскрыть их потенциал. Также воспитанники взаимодействуют с куклами, на которых одежда людей разных профессий. Играя сними, анализируют и делают выводы: для чего человеку той или иной профессии нужен этот вид одежды. Например, зачем строителю каска, зачем шахтеру каска с фонариком, зачем повару фартук и колпак, зачем космонавту скафандр и т. д.
Приближение работы взрослых к детям. К данному направлению работы с детьми относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Проектная деятельность
Одним из результативных методов современного образования является метод проектов, в основе которого лежит самостоятельная деятельность воспитанников (исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которых ребенок познает окружающий мир и переносит полученные знания в реальной жизни.
Метод проектов также является особым механизмом взаимодействия семьи и дошкольного подразделения.
В течение учебного года можно проводить работу над проектами с ранней профориентации дошкольников «Кто откроет мир ребенку» (профессия педагог); «Хлеб — всему голова» (профессии хлебороба) «Хочу все знать» (профессии по охране природы, «Все профессии важны» (профессии наших родителей, «Кто всех нас вылечит» (профессия врача) и т. д
Работа над проектами позволит воспитанникам на простых примерах более глубоко овладевать глобальными понятиями определенных профессий.
Так же значительно углубит знания дошкольников о профессиях; увеличит
активность дошкольников; разовьет у воспитанников творческое мышление, умение самостоятельно, с помощью различных форм и методов находить информацию о предметах или явлениях и решать проблемные ситуации.
Воспитание активных граждан общества- очень важно. Развитие их инициативы и способностей происходит еще в дошкольном возрасте. Внедрение новых интерактивных технологий в подготовке воспитанников к адекватной интеграции во взрослую жизнь, обусловливает создание новой системы ранней профориентации воспитанников.
Примеры дидактических игр по теме «Профессии»
Деревянная головоломка-пазл «Профессии» для детей от 2-х лет.
Разрезные деревянные картинки «Профессии» для детей от 2-х лет.
Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится» для детей от 2-х лет.
Развивающая настольная игра – пазл «Профессии» для детей от 3-х лет.
Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии» для детей от 3-х лет.
Обучающая (дидактическая) игра «Читаем вместе: Профессии» для детей от 3-х лет.
Детское лото «Кем быть?» для детей от 3-х лет. Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии» для детей от 4-х лет. Настольная игра «Все профессии важны-1» для детей от 4-х лет. Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!» для детей от 5-ти лет.
Настольная экономическая игра «Золотая рыбка» для детей от 5-ти лет.
Бумажная кукла с нарядами «Профессии» для детей от 5-ти лет.
Примерный перечень стихотворений по теме «Профессии»
Барто А. В кошачьей неотложке. Жонглр. Котельная. Песня моряков. Штукатуры.
Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».
Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.
Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофр. Сапожник. Пере-плтчица. Портниха. Монтр. Строители.
Ладонщиков Г. Звездочка.
Маршак С. Мастер-ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу книгу.
Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть?
Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стпа-милиционер. Жонглр. Канатоходцы. Фокусник.
Холодный сапожник. А что у вас?
Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник.
Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кондитер. Пассатижи. Поэт. Про львов. Пускай они скучают. Рубанок.
Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже буду шофром. Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?
Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель.
Родари Дж. Пожарный. Человек на подъмном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут ремсла? Какого цвета ре-мсла?
Собакин Т. Будущая профессия.
Усачв А. Поливальная машина.
Чертков С. Ветеринар. Доярка. Конструктор. Лтчик. Моряк. Музыкант. Парикмахер. Повар. Пограничник. Столяр. Фокусник. Художник
Чуковский К. Айболит.
Примерный перечень картин по теме «Труд человека»
Алексеев А. Смоление сетей, Амангельдыев А. Ковровщицы
Базылев Н. Экскурсия на завод, Бальзамов С. Передовая работница
Белых А. Мостостроители, Дега Э. Танцовщицы на репетиции
Дельфтский Я. Кружевница. Жанков Г. Следователь
Жемерикин В. Дорожники, Журавлев В. Сад
Зайцев А. Ловцы креветок,Зайцев А. Подпаски
Заринь И. Какая высота, Звиедрис А. К. Величие труда
Знак А. Инспектор ГАИ. Кузнецов Н. На винограднике
Маковский В. Дети в мастерской художника. Мальцев М. На вахте
Милле Жан Франсуа. Сборщицы колосьев. Мясоедов Г. Страдная пора (Косцы)
Пластов А. Ужин трактористов, Попова З. Хороший улов
Проказов Б. Первый утренник,Проказов Б. Сенокос
Репин И. Пахарь. Л. Н. Толстой на пашне, Рыбин П. На молочной ферме
Семячков П. Рыбаки, Середин И. Пограничник
Харитоненко Е. Электросварщица, Цветков В. Птицеферма, Яблонский Т. Хлеб.
Таким образом, ознакомление детей среднего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, а, чтобы сделать эту мечту еще ярче, задача современных педагогов – внедрять новые формы работы с воспитанниками, используя дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
На последки предлагаю некоторые мысли и высказывания о труде известных деятелей культуры, наук и политики:
* Ничто так, как труд, не облагораживает человека.
* Без труда человек не может соблюсти свое человеческое достоинство» (Л.Н. Толстой);
* «Жизнь без труда — воровство, труд без искусства — варварство» (Д. Рескин); * «Труд — это отец удовольствия» (Стендаль);
8 «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды» (Вольтер);
* «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай» (А.П. Чехов);
* «Лучше ничего не делать, чем делать ничего» (Л.Н. Толстой)