«Влияние дидактической игры на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования (воспитания). У малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, закладываются основы культурно-гигиенических навыков и навыков поведения, формируются добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам, то есть закладываются основы физического, психического, личностного развития ребенка.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, и успешное формирование навыков должно происходить через игру.
Одной из форм работы с детьми младшего дошкольного возраста является дидактическая игра, которая может помочь взрослым сформировать у детей гигиенические навыки. Дидактические игры очень важны для умственного, нравственного, эстетического, а так же физического воспитания ребенка, которое включает в себя, не только развитие физических качеств, но и культурно – гигиенических навыков. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. В игре ребенок незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
- Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий среды.
- Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.
- Повторность дидактических игр — многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения).
- Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.
- Контроль над освоением навыков (наблюдение за детьми, мониторинг детского развития).
- Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
- Создание положительного эмоционального настроя у детей во время игры.
- Важным является и культура проведения игр с детьми (эстетика и подбор материалов).
- Применение технических средств обучения (магнитофон, фильмоскоп, видеомагнитофон, подборка видеокассет и аудиокассет, телевизор).
- Правильная организация дидактических игр с учетом возрастных (подбор мебели по росту) и индивидуальных особенностей детей (длительность не более 10 минут, использование динамических минуток, оказание помощи и др.)
Основные методические приемы формирования культурно-гигиенических навыков:
— показ выполнения каждого элементарного действия и их;
— подробное объяснение каждого движения и их последовательности;
— совместные действия взрослого с ребенком (это необходимо, для более четкого и правильного усвоения детьми каждого из навыков);
— многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности;
— процесс обучения должен быть доступным, интересным и увлекательным;
— на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия – это позволит сохранить у них положительно — эмоциональный настрой;
— эффективное использование приема поощрения;
— использование художественных образов («Девочка чумазая» А.Барто, «Ревушка» А.Барто, «Вовка-добрая душа» А.Барто и др.;
— использование дидактических игр (Например, кукла Катя пришла в гости, ее надо напоить чаем, а перед тем, как сесть за стол мы должны вымыть ей руки).
Дидактическая игра – это специально организованная взрослыми игра, проводимая в определенный промежуток времени, способствующая развитию восприятия детей, формированию умений, навыков и важных качеств, а также сообщающая детям доступные им сведения.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом трудности.
Для успешного освоения малышами разнообразных навыков, например при одевании, раздевании и умывании, целесообразно включить в игру куклу. Играя с куклой и выполняя при этом определенные действия (одевая, купая, укладывая спать, умывая, кормя и др.), дети быстрее научатся выполнять эти действия сами. По мнению Е.И.Тихеевой, игры с куклами, выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. «Кукла для ребенка – человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью». Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре и из которых каждый требует сотрудничества языка.
Дидактические игры с куклой по воспитанию культурно – гигиенических навыков проводятся на разные темы: игры по обучению детей умению пользоваться предметами личной гигиены; по формированию навыков раздевания, одевания, умывания и вытирания; по формированию навыков культуры еды и правил поведения за столом.
Прививая положительные привычки ребенку, мы помогаем сформировать черты характера. Усваивая, при помощи взрослого определенные способы поведения ребенок привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их. Так, например, навыки и привычки самообслуживания – основа для воспитания трудолюбия как черты характера. Воспитывая у ребенка привычку, поддерживать порядок в игровом уголке и в своих вещах, взрослый тем самым закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. «Посеешь привычку – пожнешь характер».
Таким образом, можно сделать следующий вывод: в процессе активного участия детей в дидактических играх с куклой, благодаря созданию благоприятных условий и использованию разнообразных методических приемов, у детей младшего дошкольного возраста можно успешно сформировать культурно-гигиенические навыки.